Без рубрики

Китай теснит Россию на рынке боевой авиации


  Китай теснит Россию на рынке боевой авиации

Благодаря сборке российских истребителей Пекин сможет стать крупным производителем истребителей.

Китайский истребитель JF-17 может изменить соотношение сил на рынке боевой авиации.

Китай становится прямым конкурентом России в сфере производства военной техники. Десятилетний опыт сборки российских истребителей Су-27 не прошел для Китая даром. Через несколько лет Пекин сможет сам экспортировать свои истребители, которые в несколько раз дешевле российских и американских боевых самолетов.

После десятилетия сборки российского истребителя Су-27, которая осуществлялась по лицензии, Китай стал способен производить собственное современное оружие, пишет The Wall Street Journal.

Китайские инженеры смогли не только клонировать Су-27 в части авионики и радиолокационного оборудования, но и решили последний этап технологической головоломки – установки на истребитель китайского реактивного двигателя.

Если Китай сможет успешно провести испытания своих истребителей и наладить серийное производство, то это ударит по интересам как России, так и США – крупнейших импортеров военной техники в мире. Так, в прошлом году Пентагон решил даже сократить финансирование производства американских истребителей F-22, которые на сегодняшний день являются передовыми боевыми самолетами в мире. Отчасти это решение было принято на основании убеждения, что Китай не сможет получить много подобных истребителей в ближайшие 15 лет.

Заместитель начальника военно-воздушных сил Китая генерал Хо Вейронг заявил о том, что испытания китайской версии истребителя будут проведены в течение ближайших 8–10 лет.

В 1996 году Пекин купил у России лицензию на сборку двухсот Су-27, выплатив 2,5 млрд долларов. Соглашение предусматривало, что самолет под маркой J-11 должен собираться с использованием русской авионики, радаров, двигателей. По условиям сделки истребители не могли быть экспортированы.

Но после сборки 105 истребителей Китай внезапно отменил контракт в 2004 году, утверждая, что его самолет не отвечает изначальным требованиям.

Три года спустя Китай обнародовал собственную версию истребителя J-11. Китай заявил, что истребитель на 90% разработан китайскими инженерами: на нем стоят более продвинутая авионика и радары.

В результате Россия хотела приостановить переговоры о продаже Китаю Су-33 – истребителя со складывающимися крыльями, который может быть использован на авианосцах. Но затем переговоры о продаже возобновились.

Сейчас Китай разрабатывает собственный истребитель для авианосцев. Первые испытания намечены даже на 2011–2012 годы. Однако, по мнению экспертов, Китай может столкнуться с проблемой двигателя, который окажется менее мощным и долговечным в отличие от российского двигателя.

&laqu
180a
o;Мы просто надеемся, что наш самолет будет лучше», – говорит представить компании «Сухой». «Одно дело – сделать хорошую копию качественной ложки, но совсем другое – построить самолет», – отмечает представитель компании.

Можно сказать, что конкуренция между Россией и Китаем на мировом рынке военной техники уже началась. Так, в прошлом году китайский истребитель JF-17 и российский МиГ-29 участвовали в тендере на поставку в Мьянму, в ходе которого выиграла Россия.

В этом году Пекин и Москва пересеклись в тендере из Египта. Россия несколько лет пыталась убедить Египет приобрести около 40 истребителей МиГ-29. Однако контракт может сорваться, поскольку Китай совместно с Пакистаном предлагает Египту производить истребители JF-17 на его территории. Стоимость JF-17 составляет всего 10 млн долларов, в то время как МиГ-29 обойдется Египту в 35 млн долларов каждый.

Проблема состоит в том, что на JF-17 устанавливаются российские двигатели РД-93. Таким образом, Россия помогает своим же конкурентам. Глава компании «Сухой» Михаил Погосян писал даже письмо в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству и в Рособоронэкспорт, в котором он высказался против подписания нового крупного контракта на поставку сотни РД-93 в Китай. Но Рособоронэкспорт решил продолжить поставку двигателей РД-93.

Отметим, что китайский экспорт оружия может отразиться на региональных конфликтах по всему миру. К примеру, в феврале 2010 года в Пакистане был введен первый эскадрон истребителей китайского производства, что может изменить в будущем военный баланс с Индией.

Потенциальными покупателями JF-17 могут также выступить Шри-Ланка, Бангладеш, Венесуэла, Нигерия, Марокко и Турция. В прошлом году Китай также продал истребители в Судан.